-
Снегоходы
-
Квадроциклы
-
Багги
-
Мотоциклы
-
Питбайки
-
Скутеры
-
Лодки
-
Лодочные моторы
-
Водомётные насадки
-
Мотобуксировщики
-
Мотоснегокаты
-
Гидроциклы
-
Товары для отдыха на воде
-
Товары для активного отдыха
-
Экипировка
-
Аксессуары
-
Запчасти и расходники
-
Масла и жидкости
-
Генераторы
-
Баки и канистры
-
Шины
-
Техника Б/У
-
Катера
-
Электротехника
- Печатная продукция
- Распродажа
Важнейший момент — выкапывание снегохода. В глубоком снегу этим придётся заниматься в любом случае, и правильный подход поможет сэкономить силы, нервы и здоровье. Первое правило: снегоход эффективнее тянуть, а не толкать. Естественно, когда есть варианты, потому что их может и не быть. Базовая ситуация с не слишком глубоко закопавшимся снегоходом: один «газует» и подталкивает в руль, второй тянет за лыжу, стараясь держать спину прямой и использовать ноги. Естественно, обе лыжи нужно откопать и почистить им выезд на поверхность. Также расчищается и утрамбовывается снег перед гусеницей, под носовой частью и перед ней. Большое сопротивление оказывают засыпанные бока и подножки, так что их тоже расчищают. В такой ситуации главное – первоначальный рывок, после которого снегоход пойдёт намного легче. В зависимости от ситуации нужно решить, выезжать в седле снегохода или идти рядом с ним, выводя его «газом». Второй вариант даёт больше гарантий выбраться,
но на склоне снегоход может сам поехать вниз или перевернуться, так что им надо будет управлять. Естественно, разворачивать снегоход ни в коем случае не надо лыжами вверх, потому что выезжать ему будет очень тяжело, и он, скорее всего, просто закопается ещё глубже. Оптимально – поперёк склона с небольшим наклоном вниз. Распространённый приём – переворот снегохода, попавшего в ловушку, через борт вниз по склону. Тут надо, во-первых, тщательно его контролировать, чтобы он не стал бесконтрольно кувыркаться до самого подножия горы, при этом не стоять снизу, чтобы он тебя не придавил. Во-вторых, внизу выкопать ямы, чтобы туда нырнул руль, стекло и седло, потому что в противном случае их можно сломать. Особенно если снег жёсткий, или под ним прячутся камни. Но чаще всего стекло и другие хрупкие ненужные детали со снегохода снимают. Особенно часто снегоходы закапываются при попытке тронуться с места, поэтому останавливаться нужно в таком месте, чтобы из него было легко выехать. Опять-таки, чтобы снегоход был слегка повёрнут вниз. Соответственно, если снегоход пытается закопаться при вертикальном подъёме, нужно срочно разворачиваться, потому что потом придётся это делать вручную с большими трудозатратами. Удовольствие доставляет не взлёт на горку, а неспешный подконтрольный заезд. К тому же на действительно высокий склон за счёт первоначального разгона можно и не забраться. При этом инерция всё-таки поможет в критической ситуации, так что на пологом участке нужно набрать достаточную, но не слишком высокую скорость. Поднимаясь, не надо стоять на одном месте, обычно балансируют на подножках, нагружая и разгружая нужные края. Но главное удовольствие в горах – езда траверсами, которая к тому же помогает забраться на крутую гору. Горная езда по глубокому снегу поперёк склона – это прежде всего езда на одной лыже. В отличие от пологой укатанной местности, где снегоход обычно перемещается на трёх точках, и отрыв одной из них чреват многими неприятностями, на склоне приходится достаточно глубоко наклоняться. Таким образом мы компенсируем силу гравитации, стремящуюся опрокинуть машину вниз, цепляемся за поверхность острой гранью гусеницы и лыжи и меняем направление движения. Кстати, рулить наклоном вполне можно и на плоской поверхности, главное – наличие глубокого снега. Для непосвящённых езда на одной лыже – высший пилотаж, на который способны разве что профи. На самом же деле ничего сложного в ней нет, особенно если знать, как это правильно делается и упражняться на правильном снегоходе. В идеале он должен быть горным, кроссоверы и спортивные наклоняются ощутимо тяжелее, а в случае с туристическими и утилитарными приём требует достаточно больших усилий. Хотя в последнем случае его целесообразность вызывает некоторые сомнения, поскольку в реальной жизни на такой технике ездят немного по-другому. Основное положение, используемое при более-менее продолжительной езде траверсами – с корпусом со стороны склона. Если гора слева, на левую подножку нужно встать правой ногой. Левая нога висит в воздухе или скользит по целине, иногда ей отталкиваются от поверхности, иногда просто балансируют. Если ехать нужно долго, можно поставить её на левую подножку рядом с правой ногой.Начинать разучивать приём лучше всего с заглушенным снегоходом, стоя на ровной площадке. Для этого даже не обязателен снег. Руль выворачивается вправо, правая нога встаёт на левую подножку ближе к её передней части, поскольку таким образом получается наилучший рычаг.
Задача — одновременно надавить ногой на подножку и потянуть с помощью веса тела и лёгкого рывка рук снегоход на левую сторону. Делать это надо несколькими попытками, с каждым разом немного увеличивая отрыв правой лыжи от земли. Нужно постараться не переборщить и не завалить снегоход на бок. Если он все таки начнёт падать. опереться на левую ногу. Через какое-то время должна обнаружиться точка баланса. в которой снегоход будет стоять на ребре и при этом не падать ни в одну из сторон. Нужно научитьcя стабильно её находить на месте, чтобы потом делать это на ходу без малейших затруднении и стоять в таком положении несколько минут. Особое внимание надо обратить на расслабление тела, силовая борьба со снегоходом отбирает очень много сил. Уметь балансировать нужно на разных углах наклона, меняя положение тела. Естественно, упражнения повторяются с обеих сторон, также тренируется быстрый переход перепрыгивание с подножки на подножку. Следующий этап — найти на плоском рельефе длинный участок нетронутого снега и на умеренной скорости поездить по нему на одной лыже вперёд-назад, опять-таки используя обе грани снегохода и стараясь расслабляться.
СОВЕТ: Вкатываться в горы нужно постепенно и на склонах разной крутизны
Конечно идеальный поход в горы - в сопровождении гида, который знает дорогу. Но иногда приходиться ехать самостоятельно.Тогда крайне желательно не полагаться полностью на современные средства навигации, а потратить какое-то время перед выездом на изучение местности. Осмотреть не только сам маршрут, но и близлежащие территории, продумать основной и запасные варианты возвращения. В горах бывает всякое, узкий проход может завалить деревом или камнями, может вскрыться лед на речке, и тогда придется искать объезд. А делать это на морозе по небольшому экранчику навигатора не очень приятно. Нужно изучить топонимы: озёра, реки, горы. Не обязательно заучивать название, но с собой нужно взять носитель, на котором они обозначены, желательно бумажный. дублирующий электронику. По ним в случае поломки техники или травмы вас найдут спасатели. Естественно, перед выездом нужно записать всем участникам телефоны оперативных служб; МЧС полиции и Скорой помощи. Стандартный номер 112 а глухих местах часто работает некорректно:вас могут соединить с крупным городом, расположенных на большом удалением там будут долго выяснять где вы всё-таки есть и что ван от них надо. Идеально иметь с собой спутниковый телефон,который.в отличие от сотового, работает везде. Имеет смысл поговорить с местными гидами, которые владеют информацией по состоянию снега, дорог и так далее. С собой нужно взять лавинный рюкзак (см. «Мотоэксперт» от 12/2013), а также небольшую сумку на снегоход. Положить в нее или разложить по карманам куртки средства связи (мобильный и, по возможности, спутниковый телефон, радиостанции или гарнитуры для связи между едущими), навигатор с запасными батарейками и дублирующей бумажной картой,компас,фонарик,спички. нож, лазерную указку,которая прекрасно заменяет ракетницу. Её луч хорошо видно, и им даже можно азбукой Морзе подавать сигнал SOS. Указка также может использоваться как средство самообороны: дикие звери боятся лазерного луча, известны случаи, когда таким образом в глаза отгоняли медведя. Очень важный компонент — веревки, которыми можно сделать массу полезных вещей вплоть до буксировки и ремонта снегохода. Также в случае поломок может пригодиться армированный скотч. С собой нужно иметь аварийный запас питания. Правило простое: едешь на день бери на три. Естественно, супы и мясо по-французски на стеклянных тарелках брать не нужно. Еда должна быть компактной и высококалорийной, чтобы восполнять растраченную энергию. Можно брать и мюсли или даже обычные сникерсы. В дороге можно вспотеть или даже провалиться в воду, так что полезно иметь с собой запасные носки, перчатки и комплект термобелья, благо, места они занимают не так много. Естественно, нужна аптечка для оказания первой помощи при травмах: со жгутами, бинтами, пластырями, болеутоляющими и так далее. Причём всем этим нужно уметь пользовался.
СОВЕТ: В походе с собой необходимо иметь аварийный запас питания
После чего приступить к освоению поворотов. Здесь уже больших сложностей возникнуть не должно. Разве что ногу на подножке, которую в первый момент наклона мы держим спереди, нужно переставить подальше назад. Таким образом мы ей будем заправлять гусеницу в поворот и контролировать её сцепление со снегом. Выполняя единичные повороты в обе стороны, смотрим, как влияет угол наклона и нажатие ручки "газа" на радиус поворота Итоговое упражнение на плоскости, восьмёрка, учит быстро переходить с подножки на подножку и выбирать нужную траекторию заранее продумывая, где ты должен выехать, чтобы попасть в следующий поворот. Все вышеперечисленные упражнения можно разучить дома. чтобы а горах не тратить драгоценное время на азы. Но езда по склону при схожих приемах на практике достаточно сильно отличается. Ты можешь часами ездить по двухмерной плоскости. даже сбрасывающая снегоход с горы, начнется совсем
другая игра. Так что вкатываться в горы нужно постепенно, упражняясь на склонах разной крутизны. И запоминая, сколько "газа" и наклона требуется для езды вверх или вниз. Постепенно задание усложняется, выбираются более крутые участки с деревьями и камнями, которые приходится объезжать.Здесь тоже не принято сильно разгоняться: весь сок езды по траверсам - в медленном подконтрольном движении с маневрированием и форсированием особо сложных мест.
Также стоит обратить внимание на другие тонкости горной езды. Она обычно отнимает немало сил, так что нужно загружать более сильные и выносливые мышцы, не руки, а спину, не спину, а ноги. Чтобы рационально использовать силы, надо учиться расслабляться даже на минимальное время, в промежутках между манёврами. Особое внимание нужно уделять расслаблению кистей и предплечий, не хвататься за руль со всех сил. В некоторые моменты можно целенаправленно ослаблять хват, шевеля пальцами. Особенно важен отвечающий за "газ" палец правой руки. Если он деревенеет, пропадает точность дозировки "газа".
На склоне есть ряд правил техники безопасности, которые надо неукоснительно соблюдать. Прежде всего пользоваться чекой, аварийным выключателем мотора, который пристёгивается витым шнуром к снегоходу и водителю. Известны случаи,
когда люди падали под снегоходы, и крутящейся гусеницей им отпиливало конечности. Когда теряешь контроль над снегоходом, спрыгивать нужно вверх по склону. Если оказаться внизу, он может поехать или опрокинуться на тебя. Вообще, снегоход желательно беречь, потому что эвакуация, особенно на горном рельефе, чаще всего бывает сопряжена с большими проблемами, и группа вместо катания будет заниматься буксировкой поломанной техники. На склоне распределяются по горизонтали, если никого не будет ни под, ни над тобой, ни ты ни на кого не упадешь, ни на тебя не упадут.
Полезные ссылки: Школа Skidooking
МОТОЭКСПЕРТ // 2014 #01
- Комментарии