Каталог
Каталог товаров
-
Снегоходы
-
Квадроциклы
-
Багги
-
Мотоциклы
-
Питбайки
-
Скутеры
-
Лодки
-
Лодочные моторы
-
Водомётные насадки
-
Мотобуксировщики
-
Мотоснегокаты
-
Гидроциклы
-
Товары для отдыха на воде
-
Товары для активного отдыха
-
Экипировка
-
Аксессуары
-
Запчасти и расходники
-
Масла и жидкости
-
Генераторы
-
Баки и канистры
-
Шины
-
Техника Б/У
-
Катера
-
Электротехника
- Печатная продукция
- Распродажа
Привет всем боевым товарищам! О нашей поездке в Монголию состоявшейся этим летом , я уже давно собирался сделать небольшой отчёт, но что-то приступить к написанию не получалось, всё время этот процесс, по разным причинам откладывался, видимо нужно было чтобы все как говориться «настоялось» и полученные впечатления разложились по полочкам мозга.
В этом году, после двухгодового перерыва на карантины, наконец-то настало счастье - открыли границу с Монголией и конечно же, истосковавшись воспоминаниями, наскучавшись по былому, с непреодолимой силой засвербело огромное желание, вновь попасть в эту нетронутую цивилизацией землю, в дикие, богатые всякой живностью места, где тишина и покой и неспешно течёт ничего не стоящее время.
В чате был дан клич к участию в поездке, но, к сожалению многие наши бывалые квадробратья, кто ранее проявлял интерес так и не смогли на неделю вырваться из повседневности, и не поехали. В итоге, в общем и целом, сформировалась оптимальная группа из 8 квадриков и 12 участников. Предварительно запланировали старт на понедельник 27 июня, но по разным причинам, в том числе, что бы избежать очередей при пересечении границы, его пришлось перенести на четверг.
Накануне выезда, я узнал в Монгольском консульстве порядок прохождения границы, список необходимых документов на технику и людей. (Вся техника – машины, прицепы, квадроциклы, должна быть зарегистрирована и быть на номерах, если собственник другой человек – нотариальная доверенность от него, для поездки с несовершеннолетним ребёнком – разрешение второго родителя не требуется.) Сформировали список необходимых вещей, определили у кого что есть, договорились кто что берёт, сделали закупки продуктов, недостающего снаряжения и экипировки и я уверен, что каждый, взглянув свою кучу вещей которые придется везти на квадроцикле, с трудом подавил ужас в глазах.
Рано утром 30 июля, мы на машинах с прицепами и техникой, каждый в своем режиме, мы стартовали из Иркутска и направились в поселок Монды. Неспешно проехали Култук, повернули в Тункинскую долину, проехали мимо Аршана и Жемчуга, и договорились всем собраться в славном райцентре Кырэне, остановиться позавтракать в местной позной. Когда мы подъехали, напротив позной уже стоял наш казённый грузовик с прицепом и тремя квадриками, водитель суетился возле машины, там его уже окучивал местный гаишник. Так как водила забыл техпаспорт на прицеп, а ещё у машины кончилась страховка, гаишник заиграл в свою любимую игру – сделал серьезный суровый вид, пригрозил штраф-площадкой, водила ответил взаимностью - начал мазался и бормотать, что мол не прав, всё осознал, просит понять, простить и принять штраф «на месте». Урегулировав вопрос с представителем власти, позавтракав позами и бухулером, мы уже к 11 часам дня подъехали к погран-переходу, где уже собралась очередь примерно в 15 машин. Пропускали не быстро. Пограничники что-то долго и нудно заполняли, таможня что с нашей, что с монгольской стороны вела видео-фиксацию досмотра. Цокали языками по поводу того что у нас было по 20л бензина, а не по 10 как нужно, изъяли 2л самогона – сказали алкоголь без Акциза нельзя. (С многочисленным количеством коньяка, водки и прочего – никаких проблем). В итоге после почти трёх часовой процедуры, мы выехали на Монгольскую территорию.
Так как наш маршрут вокруг озера Хубсугул, предполагал прохождение по Монгольской приграничной зоне, нам нужны были разрешения от Монгольских пограничников (подобные тем которые делаются в России для посещения горы Мунку-сардык в Тункинской долине). За этими разрешениями я обратился заранее к местному чуваку Баярхуу, он раньше был управляющим турбазы Радиан на Хубсугуле. Пообещал сделать. Я ему, а он своим пограничникам отправил копии наших паспортов, прописал маршрут, и стал ждать. Ждал, ждал, да и не дождался. В итоге нам пришлось еще сутки пробыть в Ханхе, дожидаясь получения разрешений, обратившись за помощью в переговорном процессе с пограничниками к попавшемуся на наше счастье русскоговорящему местному жителю - хозяину турбазы, на которой мы остановились.
В этом году, после двухгодового перерыва на карантины, наконец-то настало счастье - открыли границу с Монголией и конечно же, истосковавшись воспоминаниями, наскучавшись по былому, с непреодолимой силой засвербело огромное желание, вновь попасть в эту нетронутую цивилизацией землю, в дикие, богатые всякой живностью места, где тишина и покой и неспешно течёт ничего не стоящее время.
В чате был дан клич к участию в поездке, но, к сожалению многие наши бывалые квадробратья, кто ранее проявлял интерес так и не смогли на неделю вырваться из повседневности, и не поехали. В итоге, в общем и целом, сформировалась оптимальная группа из 8 квадриков и 12 участников. Предварительно запланировали старт на понедельник 27 июня, но по разным причинам, в том числе, что бы избежать очередей при пересечении границы, его пришлось перенести на четверг.
Накануне выезда, я узнал в Монгольском консульстве порядок прохождения границы, список необходимых документов на технику и людей. (Вся техника – машины, прицепы, квадроциклы, должна быть зарегистрирована и быть на номерах, если собственник другой человек – нотариальная доверенность от него, для поездки с несовершеннолетним ребёнком – разрешение второго родителя не требуется.) Сформировали список необходимых вещей, определили у кого что есть, договорились кто что берёт, сделали закупки продуктов, недостающего снаряжения и экипировки и я уверен, что каждый, взглянув свою кучу вещей которые придется везти на квадроцикле, с трудом подавил ужас в глазах.
Рано утром 30 июля, мы на машинах с прицепами и техникой, каждый в своем режиме, мы стартовали из Иркутска и направились в поселок Монды. Неспешно проехали Култук, повернули в Тункинскую долину, проехали мимо Аршана и Жемчуга, и договорились всем собраться в славном райцентре Кырэне, остановиться позавтракать в местной позной. Когда мы подъехали, напротив позной уже стоял наш казённый грузовик с прицепом и тремя квадриками, водитель суетился возле машины, там его уже окучивал местный гаишник. Так как водила забыл техпаспорт на прицеп, а ещё у машины кончилась страховка, гаишник заиграл в свою любимую игру – сделал серьезный суровый вид, пригрозил штраф-площадкой, водила ответил взаимностью - начал мазался и бормотать, что мол не прав, всё осознал, просит понять, простить и принять штраф «на месте». Урегулировав вопрос с представителем власти, позавтракав позами и бухулером, мы уже к 11 часам дня подъехали к погран-переходу, где уже собралась очередь примерно в 15 машин. Пропускали не быстро. Пограничники что-то долго и нудно заполняли, таможня что с нашей, что с монгольской стороны вела видео-фиксацию досмотра. Цокали языками по поводу того что у нас было по 20л бензина, а не по 10 как нужно, изъяли 2л самогона – сказали алкоголь без Акциза нельзя. (С многочисленным количеством коньяка, водки и прочего – никаких проблем). В итоге после почти трёх часовой процедуры, мы выехали на Монгольскую территорию.
Так как наш маршрут вокруг озера Хубсугул, предполагал прохождение по Монгольской приграничной зоне, нам нужны были разрешения от Монгольских пограничников (подобные тем которые делаются в России для посещения горы Мунку-сардык в Тункинской долине). За этими разрешениями я обратился заранее к местному чуваку Баярхуу, он раньше был управляющим турбазы Радиан на Хубсугуле. Пообещал сделать. Я ему, а он своим пограничникам отправил копии наших паспортов, прописал маршрут, и стал ждать. Ждал, ждал, да и не дождался. В итоге нам пришлось еще сутки пробыть в Ханхе, дожидаясь получения разрешений, обратившись за помощью в переговорном процессе с пограничниками к попавшемуся на наше счастье русскоговорящему местному жителю - хозяину турбазы, на которой мы остановились.
В соответствии с планом нашего недельного маршрута, субботним утром, мы двинулись в западном направлении, чтобы пройдя вверх по реке Их-хоро-Гол , перебраться через перевал и попасть в усыпанную многочисленными озерами - Дархатскую котловину, доехать по ней до улуса Цаган-Нур, затем Рэнчин-Лхумбэ а потом через перевал Джиглагийн-даба снова вернуться к озеру и далее, двигаясь «против часовой стрелки» вокруг Хубсугула финишировать в поселке Ханх.
Дорога вела нас по краю галечного берега с торчащими из воды выбеленными временем и дождём скрюченными корнями, поваленных мертвых лиственниц, мы невольно остановились запечатлеть удивительную картину борьбы воды и земли за право занимать жизненное пространство. Далее дорога пошла на удалении от берега, мы бодро двигались по ней пересекая многочисленные ручейки и речушки спадающие с гор. Материализовавшийся из ниоткуда пограничник догнал нас на своем мотоцикле, начал что-то тревожно жестикулируя объяснять - мол дальше нельзя, граница, показываю разрешение – он улыбается – Велком!. Едем дальше.
Порадовало, что наша команда свободно пересекла длинный глубокий брод с быстрым течением реки Их-хоро-Гол, преодолевая который несколько лет назад мы неудачно утопили Гризлика, и как результат - ремонт в полевых условиях и непредвиденная ночевка возле этого брода. Еще через пару десятков километров мы подъехали к небольшой группе людей, которая оказалась пограничниками проверявшими документы у туриста из Японии. У нас тоже посмотрели разрешение все сфотались и мы поехали дальше. Уже вечерело, поэтому мы нашли тихое место на берегу речки и решили остаться здесь на ночлег.
Про рыбалку в Монголии я много раз слышал массу удивительных историй, и ни разу за все предыдущие поездки нам лично никогда не удавалось поймать хоть какую-то рыбёшку, но в эту поездку рассказы про рыбное изобилие стали явью. Мы еще не успели поставить лагерь и развести огонь, как Гроссман Влад, с радостными возгласами вытащил спиннингом двух килограммового Ленка, потом ещё одного чуть поменьше и ещё несколько хариусов! Как результат – состоялся праздничный ужин, который прошёл на высшем уровне с употреблением ароматной наваристой ухи, свежего сегудая и любимых напитков.
Порадовало, что наша команда свободно пересекла длинный глубокий брод с быстрым течением реки Их-хоро-Гол, преодолевая который несколько лет назад мы неудачно утопили Гризлика, и как результат - ремонт в полевых условиях и непредвиденная ночевка возле этого брода. Еще через пару десятков километров мы подъехали к небольшой группе людей, которая оказалась пограничниками проверявшими документы у туриста из Японии. У нас тоже посмотрели разрешение все сфотались и мы поехали дальше. Уже вечерело, поэтому мы нашли тихое место на берегу речки и решили остаться здесь на ночлег.
Про рыбалку в Монголии я много раз слышал массу удивительных историй, и ни разу за все предыдущие поездки нам лично никогда не удавалось поймать хоть какую-то рыбёшку, но в эту поездку рассказы про рыбное изобилие стали явью. Мы еще не успели поставить лагерь и развести огонь, как Гроссман Влад, с радостными возгласами вытащил спиннингом двух килограммового Ленка, потом ещё одного чуть поменьше и ещё несколько хариусов! Как результат – состоялся праздничный ужин, который прошёл на высшем уровне с употреблением ароматной наваристой ухи, свежего сегудая и любимых напитков.
Утром, собрав лагерь, мы двинулись дальше, снова пересекли Их-хоро-Гол и стали подниматься на перевал. Название перевала доподлинно выяснено не было, но мы окрестили его «Зелёные камни» так как это в точности отражало раскинувшийся перед нами пейзаж безлесных острых каменных гор и осыпей, покрытых жёлто-зеленым налётом лишайников. Светило яркое солнце, прозрачный воздух открывал бескрайние панорамные просторы этой горной долины, по которой были разбросаны небольшие безжизненные озера, зимой промерзающие насквозь. Несмотря на тёплый, солнечный день всё вокруг говорило о суровости здешнего климата и диких условиях выживания. Уже почти перед спуском в Дархатскую котловину погода вдруг резко поменялась, задул пронизывающий холодный ветер, всё заволокло чёрными тучами, шарахнул гром и засверкали молнии – начался водный апокалипсис. Очки запотели, горизонтальный дождь больно хлестал по лицу, пару раз бабахнуло, так что будто тряхнуло ударной волной! Когда начали спускаться с перевала по серпантину, всё успокоилось и перешло в самый обычный, мелко-моросящий дождик, который закончился на выходе в долину. По дороге встретили бортовой Газ 66, в кузове которого ехала большая компания Монгольских пенсионеров из райцентра, спешивших в горы на лечебные источники.
Чтобы сократить путь, до озера Цагаан-нур, до места нашей ночёвки, нужно было пересечь реку Шаргын-гол, с трудом нашли место брода, переехали и за несколько часов добрались до обрывистого лесистого берега, нашли ровную укромную площадку, где и остались ночевать.
Чтобы сократить путь, до озера Цагаан-нур, до места нашей ночёвки, нужно было пересечь реку Шаргын-гол, с трудом нашли место брода, переехали и за несколько часов добрались до обрывистого лесистого берега, нашли ровную укромную площадку, где и остались ночевать.
На следующий день нам предстояло доехать до посёлка Рэнчин-Лхумбэ, там заправиться и далее через перевал Джиглагийн-даба попасть на западный скалистый берег Хубсугула. Стартовали рано, заехав на гору мы, с удовольствием насладились панорамными, уходящими за горизонт видами открывшимися с этой точки долины, наделали фоток, три раза объехали вокруг Обо и спустились к паромной переправе через спокойную, с практически отсутствующим течением, мутную глубокую речку, широко петлявшую чуть ли не от края до края этой плоской долины. Речка называлась Шишгид-гол. Паромная переправа представляла из себя перетянутый с берега на берег трос, в процессе эксплуатации отполированный человеческими руками до блеска. На тросе был закреплён старый, ржавый, железный понтон, с настилом из распиленных пополам лиственничных стволов, а на каждом из берегов, был оборудован некий пирс для заезда и выезда машин на это плавающее сооружение. На переправе работали два пожилых Монгола, которые укладывали деревянные плахи для заезда на паром и вручную перетягивали этот линкор с берега на берег. Короче, работа я вам скажу - «не забалуешь», или « Будешь плохо учиться в школе –пойдёшь работать паромщиком»!
По ровной, мягкой степной дороге, поливая под 80, разгоняя перепуганных сусликов, мы быстро добрались до большого населённого пункта Рэнчин-Лхумбэ. Так как время было уже полдень, в проголодавшейся среде путешественников, возникла опрометчивая идея найти кафе и отведать местной кухни. В этой связи на пришлось пройти увлекательнейший «Квест» по добыче пропитания и заправки бензина, участие в котором, заняло у нас почти 4 часа. Итак, прибыв райцентр, мы дружной колонной, чтобы не особо поднимать пыль, под многочисленные любопытные взгляды местных жителей, медленно катились по усеянным навозом улицам в поисках какой-нибудь открытой жральни. Сделав с этой целью пару безуспешных кругов по деревне, мы остановились на центральной улице, посреди изобилия различных домиков, с матерными названиями типа «Хунсний дэлгуур» или «Цайны газаар». Как выяснилось, в этих домах размещались какие-либо магазины, банки или ещё чего, но как нами было обнаружено, в тот момент, по какой-то причине, в деревне все кафе были закрыты. Начали спрашивать местных, просить показать открытую кафешку и очень жаль, что не велась видеозапись процесса этого общения. Нам, движимым достижением цели, при полном отсутствии знаний Монгольского, а с их стороны Русского и Английского, пришлось проявлять чудеса артистизма, а фантастические диалоги и абсолютное непонимание друг друга собеседниками, достойны школы Станиславского! В итоге один местный вызвался на помощь и позвонил кому-то, и в трубке я услышал нормальную английскую речь, из которой выяснилось, что кафе есть, у нас приняли заказ на 40 поз и 40 хушууров и что сейчас наш новоиспечённый гид покажет куда прибыть. Место куда привел нас этот Сусанин, представляло собой, с виду заброшенный, обнесённый штакетником большой двор, со стоящим посредине чуть покосившимся не то складом, не то административным зданием и двумя юртами. Ни следов пребывания человека, ни каких либо съестных запахов, хоть чем-то выдающим приготовление пищи обнаружено не было. Увидев в наших глазах замешательство, наш гид закивал головой, мол, всё в порядке – это кафе и сейчас, через полчаса всё-всё будет! Чтобы не терять время, решено было доехать до поселковой АЗС и залить в бензин в баки и канистры. На окраине поселка, посреди поля стояли две одинокие бензоколонки огороженные сеткой «Рабица», к которым выстроилась небольшая очередь из нескольких мотоциклов и машин. Подъезжаем, встаем, наблюдаем за происходящим. А ничего и не происходит! Потому что ничего не работает, нам говорят- «Нет ток» - но вроде тоже скоро будет, ждём. Рядом стоит домик автозаправщика, он на крылечке ремонтирует бензиновый генератор. Местные, на расслабоне, сидят, курят, поплевывают, дают советы, рассматривают нашу технику, цокают языками - «квадрацикль», отвечаем - «ага»! Примерно через час генератор заводится, всё засуетилось-завертелось, заправляемся и едем к кафе, где со слов нашего гида уже всё готово. Радостные заваливаемся в помещение столовой и обнаруживаем там кучу поварих, которые ещё только начали резать огромный кусок замороженного яка, мешают тесто и растапливают печь! В общем, по самым скромным прикидкам, до готовности ещё часа полтора ожидания! Но как говориться – нет худа без добра – воспользовавшись полученным временем, моемся в предложенном хозяевами душе, благо, что горячая вода уже нагрета солнцем в баках на крыше Шоувера.
Уже пять чесов вечера, наконец-то пообедали и тронулись в дорогу в направлении перевала Джиглагийн-даба на берег Хубсугула. Дорога шла вдоль русла реки с изумрудной водой, петляя с берега на берег. Так как река была мелкая и спокойная, мы без опаски пересекали попадающиеся на пути броды, и наслаждались видами отполированных течением скал, торчащих из воды. Постепенно поднялись в перевал на границу водораздела, где раскинулось плоское, длинное, горное каменное болото, некогда преграждавшее путь всей колёсной технике, а сейчас вполне проходимое по причине имеющихся вдоль дороги, глубоких кюветов прорытых бульдозером, чтобы туда стекала дождевая вода. В верхней точке перевала стоял весь в выцветших тряпичных вязочках, в форме конуса, сложенный из жердей и веток деревьев, буддийский Обо, у подножия которого валялись, выбеленные солнцем кости животных, черепа с рогами, всякие конфетки, сломанные пополам сигареты, монетки и оставленные кем-то костыли. Отсюда уже было видно поверхность Хубсугула, что нас очень обрадовало, и мы устремились вниз к воде, по живописному змееподобному ущелью. Уже вечерело и мы найдя удобное место на берегу озера, встали на ночлег.
На следующее утро нам предстояло проехать вдоль всего западного берега, до посёлка Хатгал и далее на восток, до горячих источников Булнайн Аршан. Дорога шла вдоль горного скалистого, берега, иногда по самой кромке воды, через многочисленные ручейки и мелкие болотинки, временами поднимаясь выше в горы и обходя прижимы скал. После объезда очередного прижима, мы выехали на лесную поляну, на которой стоял лагерь какого то Монгольского авто ОФФ-роуд клуба. Остановились, поздоровались, общаемся, улыбаются, наливают, наливаем в ответ. Найрамдал! Дружба! Бухни-туло! На здоровье! Бяярлаа! Едем дальше, здесь уже началась доступная обычным автомобилистам туристическая зона, появились турбазы и кемпинги, магазинчики, кафешки и сувенирные лавки. А вот и Хатгал. Заправляемся, обедаем в местном молодёжном евро-кафе и отправляемся в путь. Переезжаем деревянный мост через небольшую речку под названием Эгийн-гол, вытекающую их Хубсугула, воды которого, протекая по территории Монголии и республики Бурятия, и соединившись с красавицей Селенгой, впадают в Байкал. Окружающие пейзажи чем-то напоминают Тажераны, похожие сады камней, такие же холмы, испещренные протоптанными скотом горизонтальными тропинками, есть и заболоченные в низинах поймы, и всё такое крупномасштабное, величественное, высокие острые скалы в сочетании с просторными долинами и огромные, размером с дельтаплан орлы, парящие в небе. Ближе к вечеру, километров 40 не доехав до источников, встали лагерем, на опушке леса, недалеко от маленькой речки, поужинали и счастливые завалились спать.
Не следующий день было решено устроить днёвку и ночёвку на горячих источниках, поэтому, мы не торопясь позавтракали, собрали лагерь и радуясь солнечному дню, двинулись в путь. По бескрайней, заросшей сочной, ярко-зелёной травой долине, то тут то там, паслись несчётные стада яков, коров, овец и коз, белели юрты и заваленные навозом загоны для скота. Огромный табун лошадей, в разлетающихся брызгах воды из луж после ночного дождя, долго бежал рядом с нами параллельным курсом, толи принимая нас за своих сородичей, толи прогоняя со своей территории. Перевалив через гору, мы спустились к маленькой турбазке возле речки Цаган-гол на берегу которой, из под небольшой скалки, вытекали горячие источники Булнайн Аршан. Договорившись с хозяевами встать на постой, мы разместились в домиках, сняли с себя уже порядком поднадоевшие сапоги и вейдерсы, надели футболки шорты и тапки, и предварительно заказав на ужин молодой баранинки, отправились, купаться, загорать, осматривать окрестности и морально разлагаться. Купальни в источниках были облагорожены небольшими домиками и обустроенными в них дощатыми ваннами, в которых протекала выбивающаяся из под земли горячая минерализованная вода. Над входом, в каждый домик, рукодельными зодчими, были вырезаны цифры с температурой воды в ванной, причём везде она была разной, от 36 до 44 градусов Цельсия. Товарищи! Какое же это все-таки наслаждение, после почти недельного дубашения на квадрике, в дорожной пыли и по сырым бродам, оказаться в чистой горячей водичке, с баночкой пива, наслаждаться лёгким ветерком, сидеть и созерцать на голубое небо и зелёную травку, беззаботно рассуждая о «бренности бытия». Рядом с источниками с Советских времён, сохранился заброшенный, но ещё не успевший разрушиться дом отдыха и пионерский лагерь, с просторными домиками для отдыхающих, огромной столовой и танцплощадкой. В очередной раз задумавшись о когда-то случившейся глобальной катастрофе – развале СССР, и с грустью побродив по остаткам наследия эпохи, мы, проголодавшись, отправились варить бухулер и жарить шашлыки! Ни имеет смысла, и я не буду, расписывать наши ощущения от великолепного ужина и незабываемого вечера, так как разве могут слова, передать вкусы и запахи, душевную атмосферу и блеск свисающих с ночного неба звезд.
Настал крайний день нашего путешествия, за который нужно было проехать примерно 150 км, сначала через перевал попасть на восточный берег Хубсугула, а далее вдоль берега, добраться в до турбазы в Ханхе, где остались наши машины. Как обычно, в поисках короткой дороги, мы немого поплутали в поисках подъема в перевал, штурмом взяли несколько болотистых мест и наконец-то нашли нужную дорогу, по которой по которой к середине дня, благополучно выехали к восточному берегу. Решили остановиться на обед, на длинной гравийной косе, образованной многовековым прибоем, отделяющей небольшое прибрежное озеро от основного. Нужно сказать, что во время всего путешествия, при каждом удобном случае, на каждом водоёме, наш главный по рыбалке, доставал спиннинг и как правило, добывал два – три харюзка на сегудайчик, вот и в этот раз традиционно было сделано несколько пробных забросов, но увы, здесь, уже вместо полюбившегося нам хариуса, клевали только мелкие окуни не представляющие для нас никакой пищевой ценности. После обеда дорога в основном проходила вдоль побережья, по крупному, глубокому, вязкому песку, иногда уходя вглубь материка для объезда крупных косогоров. Двигались быстро, изредка останавливаясь для фото и отдыха, вот уже показался Ханх, с его многочисленными турбазами построенными вдоль побережья. Что бы поставить жирную точку и торжественно завершить наше путешествие, было решено сделать коллективное фото на высоком скалистом мысе, где расположен главный Хубсугульский Обо - намоленое место - место проведения всевозможных празднований и сакральных шаманских обрядов! С пятидесятиметровой отвесной скалы, под шелест трепещущих на ветру разноцветных флажков с буддийскими мантрами, шепчущих написанные на них молитвы, открывался потрясающий вид на весь простирающийся далеко за горизонт Хубсугул, и там, за горизонтом, его южная оконечность и «Хатгал». Слева, живописный песчаный берег, с вековыми соснами и лиственницами, шагающими на корнях по белому прибрежному песку и где-то там «Булнайн-Аршан». Справа, в лучах заката, серо-малиновые шапки облаков, взгромоздившиеся на остроконечные горы западного берега, и там «Зелёные камни» и «Джиглагийн-даба», а в наших сердцах, глубокое, переполняющее чувство масштаба пройденного пути!
Ура, товарищи! Мы это сделали!!!
Ура, товарищи! Мы это сделали!!!